Jump to content

Годовой план Фонда Викимедиа/2023-2024/Внешние тенденции

From Meta, a Wikimedia project coordination wiki
This page is a translated version of the page Wikimedia Foundation Annual Plan/2023-2024/External Trends and the translation is 100% complete.

В прошлом году Фонд Викимедиа опубликовал список внешних тенденций, явившийся результатом статьи Марьяны Искандер "Задачи и приоритеты" в рамках ее предстоящей ознакомительной поездки. В этом году Фонд намеревается обновить перспективы и просит более широкой помощи в рамках движения, чтобы оно поделилось своими мыслями по данным темам. В процессе размышления о мире вокруг нас, наличие различных точек зрения создает более ясную картину реальности и позволяет принимать более информированные решения. Мы приветствуем и поощряем ваши отзывы по поводу черновика идей, который последует далее.

Это возможность направить свой взор вовне. Как движение мы должны постоянно спрашивать: что миру нужно от нас? Это также начальная точка общего понимания, даже при наличии разных взглядов. Анализ тенденций побуждает нас иметь долгосрочный взгляд и отслеживать важное для нас, даже если у нас различные точки зрения по теме предлагаемых решений.

С учетом сказанного, мы живем в сложном и быстро изменяющемся мире. Это не полный список вызовов и возможностей, с которыми столкнется наше движение, а скорее список наиболее неотложных вопросов.

Поиск и cодержимое

Обновление от 2022 года: социальные платформы нарушают работу традиционных поисковых систем, но искусственный интеллект (ИИ) является еще более мощным фактором дезорганизации.

Ориентированный на личность пользовательский опыт все больше привлекает более молодую аудиторию на социальные платформы (TikTok, Instagram), отвлекая ее от традиционных поисковых систем. Социальные платформы тестируют новые поисковые функции, чтобы поддерживать вовлеченность пользователей. Традиционные поисковые системы разрабатывают новые новые стратегии, чтобы оставаться конкурентоспособными и популярными направлениями - что снижает поисковый рейтинг ранжирования (SEO) для контента Викимедиа, доступного по внешним ссылкам, в поисковой выдаче.

Взрывной рост в области генеративного ИИ может быть выгодным с точки зрения создания и потребления знаний, но создает неопределенность и риск для нашей роли в экосистеме знаний. В течение всего двух месяцев ChatGPT стал самым быстрорастущим веб-приложением всех времен. Традиционные поисковые системы и браузеры (Google, Bing, DuckDuckGo) начали тестировать поиск c применением чат-ботов (ассистентов) на основе ИИ, используя GPT и другие большие языковые модели (LLM), которые частично используют Википедию в качестве источника обучающих массивов данных и базы знаний. В то же время, они не указывают в точности тот факт, что информация идет из наших проектов.

Данные технологии быстро изменяются и развиваются, и они могут быть использованы различными способами для помощи в продвижении миссии Викимедиа - например, путем повышения эффективности при создании контента, модерации и повышения эффективности процессов технического взаимодействия на наших проектах. Равно как и путем предоставления механизмов для того, чтобы содержимое легко обнаруживалось при поиске и было доступным для читателей. Тем не менее, существуют барьеры для интеграции инструментов генеративного ИИ в наши проекты - например, открытые вопросы касательно интеллектуальных прав на содержимое, созданное при помощи генеративного ИИ, затрат на обслуживание и проблем предвзятости и неточности.

Со стороны данной технологии также исходят серьезные вызовы для нашей устойчивости. Использование ИИ-ассистентов в качестве начальной точки поиска может усилить проблемы, касающиеся установления авторства и отказа от посредничества, таким образом отдаляя наших потребителей от сотрудничества или финансовой поддержки наших проектов. Широкое распространение создания контента при помощи ИИ (как на наших проектах, так и вне их) создает риск заполнения наших проектов ненадежным и/или опасным содержимым, а также риск безвозвратной компрометации нашей миссии и бренда. В марте 2023 года мы провели первое из могущих стать регулярными обсуждений с членами сообщества, которым интересна данная тема, чтобы рассмотреть возможности, вызовы и следующие шаги.

Дезинформация

Информационная война усиливается. Информационная война, используемая правительствами и политическими движениями как политическое или геополитическое оружие, становится более интенсивной и сложной/неявной, а также и более опасной (кампании дезинформации все чаще сопровождаются физическими угрозами, шантажом, арестами и т.д.).

Создаваемый машинами контент растет в объемах. Способность искусственных систем создавать качественное содержимое развивается, а восприятие этого, что важно, социальным большинством на основных рынках быстро возрастает. То как Викимедиа будет позиционировать себя, может помочь формированию данной области.

Развиваются векторы атак с использованием зашифрованной дезинформации и некорректной информации. Опасения за цифровую конфиденциальность и страх информационной войны способствуют попаданию дезинформации в закрытые каналы, где шифрование делает мониторинг и прогнозы более сложными, позволяя дезинформации разрастаться, а поляризации развиваться сильнее. Так как мы являемся противостоящей этому открытой платформой (с возможностями мониторинга, с наличием персонала, обслуживанием, публичностью и открытостью) мы можем продемонстрировать нашу модель/метод в качестве функционального решения проблемы.

Движение Викимедиа стало заметной мишенью. В 2022 году нарративы дезинформации и непосредственные атаки против движения, отдельных волонтеров и Фонда также усилились, создавая возрастающие серьезные риски для наших волонтеров и репутации Фонда.

Регулирование

Движение Викимедиа как организация стало более международным, что означает большее количество законов большего количества стран, применимых к нам. Чтобы защитить наши проекты и людей, нам потребуется соблюдать все более широкий спектр законов по всему миру. Это включает в себя законы в США, обширные законы в Евросоюзе, такие как Закон о цифровых услугах, а также в индивидуальном порядке законы других стран во многих регионах мира в таких случаях, как иски по поводу конфиденциальности и клеветы. Мы должны быть готовы бороться против вредоносных правительственных действий в суде и публично выступать против вредоносных законов в большем количестве стран, по мере того как мы продолжаем расти.

Требования к хостинг-провайдерам повышаются как никогда раньше. Правительства находятся под возросшим политическим давлением, побуждающим бороться с набором различных вредоносных явлений и предвзятости в сети. В этом году два дела, оспаривающие основополагающий интернет-закон CDA 230, будут слушаться в Верховном Суде США. Это может потенциально нарушить прочно утвердившуюся защиту посредников, на которую опираются платформы, такие как Википедия. В то же время, взыскания за хранение вредоносного контента растут, включая и уголовную ответственность в таких случаях, как Законопроект о безопасности в сети в Объединенном Королевстве.

Законодатели не думают о Википедии. Законодательные органы продолжают определять Викимедиа в лагерь коммерческих платформ. Лишь немногие законодатели понимают управляемую волонтерами модель Викимедиа для создания контента. Мы должны заниматься просвещением правительств и политических деятелей относительно модели Викимедиа и того, как законы должны защищать и поддерживать ее.

Наши отношения с коммерческими техническими платформами являются важными и сложными. Мы нуждаемся друг в друге. Но для защиты модели, проектов и людей Викимедиа от вредоносного регулирования, законодатели и политические деятели должны быть осведомлены о том, насколько мы отличаемся от больших коммерческих платформ. Мы должны инвестировать в пути развития у законодателей и политических деятелей понимания того, как работает наша управляемая волонтерами модель, а также понимания нашей позитивной общественной роли.