Благодарственное письмо от Кэтрин Махер, исполнительного директора Фонда Викимедиа
Этот текст был первоначально опубликован в оригинальном сообщении в блоге на Diff, под CC-by-sa-3.0. 16 апреля 2021 года от: Кэтрин Махер
Привет, друзья, коллеги-викимедианцы,
Быть частью этого движения вместе с Вами в течение последних семи лет было радостью и наслаждением моей жизни.[1] Я пришел в движение Викимедиа как сторонник открытой культуры, открытого исходного кода и свободных знаний. Сегодня я оставляю свою работу в Фонде, зная, что Lвижение Викимедиа выступает за эти вещи и нечто еще большее.
Быть викимедийцем — значит принимать человеческое любопытство и склонность к ошибкам, нашу щедрость и вспыльчивость. Это значит взглянуть на мир, который, как нам говорят, разделен — произвольными границами, языковыми завоеваниями, страхом перед незнакомым, — и вместо этого увидеть наши общие интересы. Это значит знать, что каждый из нас ущербный, ненадежный рассказчик, и верить, что лучшее средство от наших внутренних недостатков — это исправить наши индивидуальные недостатки с помощью наших коллективных сильных сторон.
Весной 2016 года я разделил пиццу в Берлине с (нашим тогдашним будущим, а ныне бывшим председателем правления) Кристофом Хеннером. Мы присутствовали на конференции Викимедиа через месяц после моего вступления в должность временного исполнительного директора и только что завершили сложный день пленарных заседаний, которые объединили нас как сообщество в катарсисе. Кристоф был кандидатом в правление Фонда Викимедиа. Он спросил меня: "Для чего мы здесь?"
Я не знал, что он хотел от меня услышать, поэтому просто сказал ему то, что думал. "Мы здесь для того, чтобы сделать мир лучше". Это был банальный ответ, но для меня он был правдой. Он рассмеялся и откинулся на спинку стула. "Да".
Это всегда было тем, что я вычитывал из неустановленной части нашего видения. "Представьте себе мир, в котором каждый отдельный человек может свободно делиться суммой всех знаний". Это впечатляющая, вдохновляющая, амбициозная цель, но в ней также не хватает чего-то важного. В течение последних семи лет я каждый день представлял себе этот мир. И каждый день я спрашивал себя: "Почему?" Почему так важно видение свободного знания? Что происходит, когда? Какие изменения мы произвели в мире?"
Даже после того, как я уйду, я буду продолжать задавать себе этот вопрос. И поскольку Вы продолжаете свою работу здесь, как коллеги, как участники, как волонтеры, я прошу всех Вас также спросить самих себя — обо всем, что Вы делаете, и обо всем, что Вы вносите, и обо всем, что Вы создаете. Что мы здесь должны делать? Служат ли наши ценности, наши структуры, наши практики и наши конструкции нашей цели? И как нам добиться того, чтобы они оставались такими же живыми и жизненно важными, как наши проекты и видение?
Бывший президент Викимедиа Чили Марко Корреа сказал бы: "Знание может быть нейтральным, но действие - нет". Я всегда понимал, что он имел в виду, что, хотя наши проекты стремятся предоставлять наиболее точные, поддающиеся проверке и нейтральные знания, наше движение никогда не было беспристрастным. Мы всегда с гордостью отстаивали ряд ценностей: свободу расследования, выражения мнений и собраний, право на неприкосновенность частной жизни и память, а также основополагающую ценность и достоинство каждого человека. Мы защищали их под давлением и должны продолжать это делать.
Мы никогда не должны упускать из виду, насколько революционным является сам акт производства свободных знаний. Меня всегда поражало множество мотиваций, которые приводят людей в это движение. Есть те, кто вписывает свой язык в будущее, свою идентичность в общественное сознание, кто использует наши проекты для борьбы с исторической несправедливостью. Есть люди, которые редактируют Википедию, потому что фактический акт сам по себе является актом самоопределения в местах, где информация используется для подавления и подчинения.
Если мы позволим себе поверить, что мы просто свободная энциклопедия, мы рискуем упустить из виду нашу работу. Знание всегда было инструментом власти — великая империя и богатство были построены благодаря его служению, и во имя него была совершена великая несправедливость. Сама идея освободить знания от власти, отделить их от доступа и богатства и передать их создание, полезность и ценность в руки каждого человека на планете в корне радикальна.
Викимедиа само по себе является радикальным актом. Это глагол, постоянное действие допроса, пересмотра и эволюции. Это переворачивает историю с ног на голову, бросает вызов статус-кво. Это уверенность в том, чтобы спросить себя, почему мы верим в то, во что верим, и могут ли наши знания измениться в будущем. Это убеждение защищать наши ценности от давления и угроз, в то же время активно обсуждая между собой, продолжают ли эти ценности служить миру. Это смирение — сотрудничать, кооперироваться и учиться у других.
На днях кто-то спросил: "С какой самой большой проблемой сталкивается Викимедиа?" Мой ответ был таким же, как и в мой самый первый день. Наша самая большая проблема — это мы сами. Наш успех, наша сложность, наш размер — было бы легко поверить, что мы будем существовать вечно при нашем нынешнем темпе, видеть себя скорее веб-сайтом, чем глобальным движением, или признать, что наши узлы слишком запутаны, чтобы их когда-либо как следует распутать. Часто проще и комфортнее плыть в водоворотах постепенной эволюции, чем сталкиваться с настоятельной необходимостью коллективных изменений.
Но мы выполняем нашу миссию, несмотря ни на что, и очень важно, чтобы мы трезво оценивали как риски, так и возможности. Существуют проблемы конкуренции и дефицита: мы работаем в одном из наиболее капитализированных и конкурентоспособных секторов в истории цивилизации (цифровые технологии), мы торгуем одним из самых ценных (но не имеющих аналогов!) активов человечества (знаниями), мы стремимся служить всему миру справедливо, несмотря на все способы, которыми сам мир возводит неявные и явные барьеры на пути к этой цели.
Есть также возможности, которые сами по себе являются своего рода вызовом. Мы видим больше людей, связанных по всему миру, больше сообществ в поисках знаний, больше представленных языков, большую потребность в надежных общих знаниях и более острые, неотложные вопросы власти, представительства и самостоятельности. Мы наблюдаем растущее понимание ценности знаний в обществе и важности содействия достижению согласия даже по самым спорным вопросам. Воспользуемся ли мы этими моментами по максимуму, зависит только от нас.
Если мы хотим пережить эти моменты, нам придется найти новые сильные стороны. Мы должны быть умнее, смелее, просто лучше, чем когда-либо. Мы должны быть бескомпромиссны в своей щедрости и непреклонны в своем превосходстве. Мы должны быть более экспансивными, изобильными и инклюзивными. Мы должны разобраться с тем, как мы терпели неудачу в прошлом, включая инструментализацию участия и повторение канонов исключения в ущерб подлинно глобальному представительству. Мы должны дорожить своей целостностью и независимостью, в то же время понимая нашу взаимозависимость.
В последние годы наше движение начало заниматься именно этим. Мы пересмотрели наше определение понятий "сообщество" и "участник". Мы подвергали сомнению наше понимание того, что такое знание, как оно строится и кем представлено. Мы добиваемся участия и предоставления избирательных прав недостаточно представленным географическим группам, языкам и демографии. Мы задавали себе вопрос, могут ли парадигмы энциклопедической известности и проверяемости поддерживать нашу миссию, рост и актуальность. Мы изучали, что в нашей текущей работе и практиках, возможно, потребуется изменить, чтобы мы могли осмысленно воплощать в жизнь нашу миссию каждого отдельного человека.
Мы задавали вопросы не только о наших знаниях в экосистеме Викимедиа, но и о средствах, с помощью которых мы реализуем нашу миссию. Мы всегда были привержены открытой архитектуре и коду, но эти обязательства были пассивными — общие инструменты, общие правила. Что значит быть активно открытым? Перейти от протокола к практике, от стандарта к ценности? Как нам обеспечить, чтобы наша техническая инфраструктура и опыт обеспечивали участие, самостоятельность и сопричастность каждому и везде? Как наши проекты могут лидировать в области конфиденциальности, безопасности и открытости в свете их примера?
На самом деле все это в наших руках и в руках любого, кто может захотеть принять в этом участие. Наши проекты никому не принадлежат, но они принадлежат всем нам. Они редактируются в среднем 350 раз в минуту, что дает возможность в любой момент дня быть в процессе работы — стремиться к лучшим версиям нашего движения, наших проектов, самих себя. Меняться в ответ на окружающий нас мир. Викимедиа меняется вместе с нами, и перемены — это то, что мы из этого делаем.
Это постоянное приглашение — и обязанность — создавать и переделывать самих себя. Заставляют ли нас ценности, которые служили нам с первого дня, стремиться к нашему будущему? Служат ли решения, которые мы принимаем как сотрудники, как волонтеры, как лидеры движения, как члены сообщества, нашей цели? Как нам адаптировать нашу работу к миру, в котором мы живем, сохраняя при этом наше видение мира, к которому мы стремимся? К чему мы стремимся? Для чего мы здесь? В чем смысл, цель свободного знания?
Ответы на эти вопросы могут измениться, но способ, которым мы приходим к этим ответам, не должен измениться. Мы — прежде всего сообщество, и мы должны находить ответы на наши вопросы путем открытого диалога и консультаций. Мы не можем обойти стороной сложные моменты, мы должны пройти через них, чтобы создать прочные части. И единственный способ, которым мы можем это сделать, — это придерживаться последовательности, коммуникации и продолжения сложных дискуссий, подобных тем, которые поднимаются в рамках стратегии движения, — вопросов власти, свободы действий, децентрализации и автономии. Именно в поисках ответов на эти вопросы мы найдем пути, с помощью которых наше Движение будет процветать.
Мы должны видеть друг в друге взаимных управляющих и союзников, находить способы не соглашаться, ценя друг друга как людей, объединенных нашей миссией. Мы должны практиковать сострадание, мужество и доброту друг к другу и к самим себе, а также принимать несовершенство в духе эволюции. Как сотрудники, мы должны проявлять уважение к нашим коллегам-добровольцам как к полноправным партнерам. Как волонтеры, мы должны донести это чувство до сотрудников Фонда и филиалов. Мы должны вместе преломлять хлеб, вместе решать проблемы и видеть друг в друге равных.
Быть викимедийцем — значит верить в добрую волю людей, которых вы никогда не встречали. Это значит верить в силу идеи, объединяющей сообщество; быть неисправимым гуманистом, с пониманием относящимся к нашим недостаткам, но каждый день возвращающимся, чтобы делать лучше. Мы не только стремимся сделать радикальную вещь — сделать знания свободно доступными, мы верим, что мир будет использовать их должным образом. Вносить добросовестный вклад, критически относиться к нам, когда это необходимо, жертвовать, чтобы мы продолжали работать, и критиковать нас, когда это оправдано.
Мы доверяем миру, а он возвращает нам доверие. Мы выступаем в роли распорядителей, предвидя, что наша работа должна поддерживать свободные знания как общественное благо на десятилетия вперед. Мы продвигаемся вперед, несмотря на неумолимые трудности, и каким-то образом продолжаем двигаться. Мы объединяем наши усилия, связываем себя нашими успехами и неудачами и признаем, что наш прогресс — это незавершенная работа. Мы верим, что можем изменить мир, потому что у нас это уже есть.[2]
Я благодарен Вам всем за это время, которое у нас было, и за то, как Ваша страсть, сопереживание и целеустремленность расширили мой мир. Мне посчастливилось подружиться на всю жизнь со многими из Вас, и я верю, что впереди еще много дружеских отношений. Хотя я покидаю Фонд, я не покидаю Движение.
Нам так повезло, что мы живем на великолепном подвижном празднике Викимедиа. Это научило меня тому, что прощаться приходится редко, только до тех пор, пока мы не встретимся снова.
Увидимся на вики-страницах!
Кэтрин